Интеллектуальные игры (Шахматы) (педагог Пахомов А.В.)

Интеллектуальные игры (Шахматы) (педагог Кирилл Викторович Малофеев). Возраст обучающихся: 8-18 лет. Занятия проводятся в группах 2 раза в неделю по 1 часу. Руководитель: педагог дополнительного образования; КМС по шахматам Кирилл Викторович Малофеев. тел.8-916-730-16-77 e-mail: malkir.13@mail.ru. Кирилл Викторович Малофеев ведёт объединение дополнительного образования детей «Шахматы». На занятиях юные шахматисты изучают тактику и стратегию шахматной игры, получают соревновательные навыки вида спорта "Шахматы". Расписание занятий зависит от начального уровня ребенка, уточняется у педагога.

Технологическая революция, в эпоху которой мы живем, стремительно меняет образ жизни людей. Постоянно появляются и подчас тут же исчезают новые увлечения, события мелькают, как в калейдоскопе, поток информации буквально захлестывает нас. Как ни удивительно, шахматы - одна из самых древних игр на Земле - оказались сродни новой ментальности и не только не затерялись в суматохе будней XXI столе¬тия, но и стали играть важную роль в процессе воспитания детей. Во многих странах мира и в ряде регионов России (Калмыкии, Ханты-Мансийском Автономном Округе - Югре, Псковской и Нижегородской областях, Якутии, некоторых районах Москвы и Санкт-Петербурга и др.) шахматы прочно входят в школьную программу - как предмет основной учебной сетки или же в качестве факультатива.
Шахматы являются почти идеальной мо¬делью для успешного развития способности действовать в уме. Обычно эти способности формируется в 7-12-летнем возрасте, поэтому самый подходящий возраст для начала изучения шахмат - это 1-2 классы или даже старшая группа детского сада.
Играть в шахматы можно в любом возрасте и независимо от физических данных. Это способствует обмену опытом между поколениями и укреплению внутрисемейных отношений (ребенок может играть с родителями, бабушками и дедушками), формированию личности. Дети с ограниченными физическими возможностями могут играть со своими сверстниками на равных, что невозможно в физических видах спорта.
Важная особенность шахмат заключается, в том числе, и в существующих правилах корректного поведения во время игры. Нарушать правила нельзя, поскольку любое подобное нарушение приводит к немедленному поражению. В этом, кстати, заключается принципиальное отличие шахмат от многих других игр, в частности, от игровых видов спорта, где нарушение правил приводит лишь к штрафам (штрафным ударам, удалению игроков и т.п.), но не к прекращению самой игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности лежит осознанное и добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.


ЧТО РАЗВИВАЮТ ШАХМАТЫ

- Интеллектуальные способности
- Находчивость
- Способность найти нестандартный подход к решению задачи и в результате получить эстетическое удовольствие от сыгранной партии
- Логическое мышление
Для выбора верного хода необходимо построить цепочку логических умозаключений, основанных на знаниях и умениях, использовать методы анализа и синтеза
- Наблюдательность
Регулярное участие в шахматных играх и наблюдение за ними тренируют способность подмечать ускользающие от соперников частности
- Мышление схемами
- Умение играть в шахматы позволяет ребенку мыслить схемами на много ходов вперед
- Концентрация внимания
Формируется способность сохранять максимальную концентрацию длительное время
- Личностные качества
- Сила воли
В противостоянии шахматному сопернику тренируются самообладание и твердость по отношению к самому себе
- Ориентирование в критических ситуациях
- Способность преодолевать страх и сосредотачиваться на решении задачи, а не на своих чувствах
- Настойчивость
- Шахматы учат обходить внешние и внутренние препятствия для достижения поставленных целей
- Ответственность
Особенность шахматной игры формирует обязанность отвечать за свои поступки и действия, а также за их последствия
- Уверенность в себе
- Вырабатывается правильное отношение к неудачам, преодоление страха над ошибками и уверенность в своих силах


Шахматная иерархия
5 разряд – с этой ступени начинается путь юного шахматиста. Пятый разряд не нужно выполнять – его условно присваивают каждому ребенку, который знает правила игры.
4 разряд – ребенок осознанно делает ходы, умеет нападать на неприятельские фигуры, умеет доводить партию до конца и ставить мат. На этом этапе еще много «зевков» и нелогичных решений.
3 разряд – игра более стабильна. Шахматисты знакомы с основами стратегии, уже неплохо видят тактические приемы.
2разряд – шахматисты уже имеют свой дебютный репертуар. Хорошо понимают основы стратегии и тактики, но в сложной тактике могут допускать просчеты.
1 разряд – крепкий любитель. Перворазрядники имеют собственный стиль игры, хорошо считают шахматные варианты, планируют игру и оценивают позицию с учетом позиционных нюансов.
Кандидат в мастера спорта – человек, искренне любящий шахматы и посвятивший им достаточное количество времени в жизни. Уверенно владеет всеми приемами и хорошо ориентируется во всех стадиях шахматной партии.
Международный мастер – профессиональный шахматист. Это может быть либо еще совершенствующийся юный шахматист, оттачивающий свое мастерство, либо шахматный тренер.
Международный гроссмейстер – самое высокое звание в шахматной иерархии. Очень сильный шахматист, профессионал.